Энциклопедия судебной экспертизы

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включен в базу данных РИНЦ

Тел: +7 (929) 677-34-06

E-mail: test@test.ru

/

М.В. Беляев. Современные возможности установления модели транспортного средства на месте дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

М.В. Беляев

proexpertizu@mail.ru

 

Рассмотрены проблемы установления вида и модели транспортных средств на местах ДТП. Проанализированы новые способы получения криминалистически значимой информации о ТС.

Ключевые слова: установление вида и модели транспортных средств; место ДТП; QR-код

 

M. Beljaev

 

proexpertizu@mail.ru

 

Modern possibilities of the establishment of the model vehicle in place traffic accident (RTA)

The problems of establishing the type and model of vehicles on the ground accidents. Analyzes new ways to forensically important information about the vehicle.

Keywords: establish the type and model of vehicle; scene of an accident; QR-Code

_____________________________________

 

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств (ТС) назначается в случаях, когда на местах происшествий обнаружены следы, оставленные ТС, чаще всего использующимися как объект или орудие преступления. При производстве данной экспертизы решается весьма широкий круг диагностических, идентификационных и классификационных экспертных задач. К категории диагностических задач относятся установление места столкновения (наезда), направления движения ТС, возможности перемещения ТС после столкновения, взаимного положения ТС и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п. Идентификационные задачи связаны с отождествлением следообразующих элементов ТС по их следам. К таким элементам, в первую очередь, относятся следообразующие поверхности колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части, а также фрагменты отделившихся деталей, когда решаются задачи по установлению их принадлежности единому целому [1, с. 318].

При решении классификационных задач наиболее часто устанавливаются модель шины, вид и модель ТС.

В данной статье внимание акцентировано на проблемах установления вида и модели ТС. Актуальность решения данного вопроса напрямую связана с оперативностью его решения. Сотрудникам оперативных и следственных подразделений в кратчайшие сроки требуется предоставление информации об основных характеристиках ТС, скрывшегося с места совершения преступления.

Следует отметить, что по следам ходовой части ТС далеко не всегда удаётся получить исчерпывающую информацию в целях его розыска. Это связано с трудностями определения базы и колеи ТС, с недостаточно чётким отображением элементов протектора автомобильных шин, с появлением значительного объёма однотипных моделей ТС, большой вариативности использования автомобильных шин и пр. Выступающие элементы ходовой части и кузова ТС позволяют, как правило, определиться только с общими размерными характеристиками конструкции кузова ТС.

По нашему мнению предварительное исследование фрагментов отделившихся деталей при решении данного вопроса, конечно же в совокупности с другими элементами вещной обстановки, играет важную роль.

Изучение практики работы сотрудников ГИБДД, экспертных подразделений свидетельствует, что данная категория следов в последние несколько лет существенно преобразилась. Это обусловлено появлением новых технологических процессов производства автомобилей, методов маркирования комплектующих и запасных частей кузовов и ходовых частей, современных процессов окраски, применением оригинальных материалов при изготовлении частей кузовов. Всё это приводит к появлению новых групп следов и повреждений, что, соответственно, требует новых подходов в экспертных исследованиях при установлении ТС, участвовавшего в ДТП.

Традиционно изучение фрагментов отделившихся деталей ТС, обнаруженных на месте ДТП, проводилось при помощи их сравнения с накапливаемыми объёмами криминалистических коллекций, осуществляемых на базе крупных экспертно-криминалистических подразделений, а также с имеющейся справочной литературой. Во времена существования СССР, когда автопарк был ограничен использованием незначительного количества моделей ТС, данный принцип получения диагностической информации был оправдан и логичен. Однако на современном этапе развития автомобильной индустрии и «разношёрстности» модельных рядов ТС иностранных производителей такой принцип работы помогает далеко не всегда.

В экспертной практике последних лет при изучении отделившихся деталей ТС всё чаще уделяется внимание средствам их маркирования предприятием-изготовителем.

В большей мере это относится к пластиковым (полимерным) элементам кузовов автомобилей, а также элементам остекления (фары, стёкла, зеркала). К этой категории также относятся всевозможные бумажные и полимерные наклейки (бирки). Наиболее часто на местах происшествия обнаруживаются такие части, как фрагменты бамперов, передних пластиковых крыльев, боковых зеркал заднего вида, бачков для омывающей жидкости, блоки предохранителей, соединительные элементы охлаждающей системы и т.п.). Наряду с этим, достаточна актуальна информативная значимость более конструктивно устойчивых металлических элементов кузова (части выхлопной системы, двигателя, дверей, радиатора и пр.).

Проведение классификационно-диагностического исследования по фрагментам отделившихся частей ТС возможно с учётом изучения следующих признаков, присущих им:

— конструктивные особенности отделившихся частей ТС;

— способ их изготовления, крепления, применяемый материал отделившихся частей ТС;

— способ и структура маркирования отделившихся частей ТС;

— специальные (дополнительные) средства маркирования отделившихся частей ТС (системы «Дата Дот», «Литэкс» и т.п.).

В свою очередь, информационную значимость маркировочных обозначений, имеющихся на деталях и узлах ТС, возможно разделить на два вида:

1. Маркирование деталей, позволяющее установить конкретный экземпляр ТС.

2. Маркирование деталей, позволяющее установить вид, модель ТС.

В чём состоит специфика маркирования частей ТС?

Многие производители современных ТС в целях оптимизации процесса комплектования потребителя запасными частями используют целые информационные системы (каталоги), принцип действия которых заключается в том, что каждая часть кузова имеет свой порядковый номер (каталожный номер). Такие каталожные номера наносятся непосредственно на части ТС различными способами. В случае необходимости потребитель (официальный дистрибьютор) может заказывать новую запчасть в информационно-справочной системе (каталоге) по цифровому коду.

Данные информационно-справочные системы имеются у многих крупных производителей автомобилей, таких как «Мерседес Бенц», «BMW», «СААБ» и др. К примеру, в компании «Мерседес Бенц» такая система называется EРSistem, у БМВ – ЕТК, в Ауди ФВ – ЕТКА, в Тойоте – Микрокат.

Исследуя пластиковую часть ТС с нанесённым на ней каталожным номером, возможно определить вид и модель ТС, год его выпуска, цвет лакокрасочного покрытия.

Помимо вышеуказанных каталожных номеров, на исследуемых элементах кузова часто обнаруживаются символы и аббревиатуры предприятий-изготовителей, года изготовления данной части ТС, иногда конкретной модели ТС.

Одной из последних инновационных технологий маркирования частей автомобилей является применение QR-кодов (рис. 1). QR-код – это матричный код, разработанный в 1994 году компанией «Denso-Wave». Код определяется сенсором как двумерное изображение и переводится в двоичные числа с проверкой по контрольной сумме. Основное достоинство кода – его лёгкое распознавание фотокамерой мобильного телефона.

В большей степени в наличии технической информации об автомобиле в зашифрованном QR-коде заинтересованы спасатели. Также некоторые производители применяют QR-коды для оптимизации процесса сборки автомобилей.

Рис. 1. Пример QR-кода

Рис. 1. Пример QR-кода

Сейчас, в случае автокатастрофы спасатели вынуждены обращаться в компанию с целью уточнять необходимые технические данные об устройстве авто. Однако считывание QR-кода позволяет получить техническую информацию сразу из Интернета. Это поможет сэкономить время для освобождения застрявших в автомобиле пассажиров.

В декабре 2012 года автоконцерн Daimler принял решение наносить QR-коды на автомобили Mercedes. В случае автокатастрофы спасатели смогут получить всю необходимую информацию об устройстве автомобиля для спасения пассажиров. QR-коды будут нанесены на внутреннюю сторону крышки бензобака, и центральную стойку (рис. 2).

Рис. 2. Пример использования QR-кода

Рис. 2. Пример использования QR-кода

Несложно предположить, насколько для сотрудников экспертных подразделений и служб ГИБДД России актуальна и востребована данная информация. Вполне вероятно, что вслед за концерном Daimler QR-коды станут наносить и другие автопроизводители. Концерн Daimler решил отказаться от оформления патента и предлагает сторонним автопроизводителям последовать их примеру.

Что же касается маркирования деталей, позволяющего конкретно установить экземпляр ТС, то алгоритм работы с ним аналогичен. Однако вместо каталожных номеров на детали наносятся (помещаются) бумажные наклейки, полимерные и металлические таблички с идентификационным или производственным (индивидуальным) номером автомобиля. Данные средства маркирования чаще встречаются у американских и германских производителей (Фольксваген Пассат, Гольф; Додж Стратус, Неон и т.д.). В случаях обнаружения указанного вида маркирования имеется возможность констатировать, что обнаруженный объект исследования является составной частью конкретного ТС. На практике маркирование данного рода встречается не столь часто, как случаи использования каталожных номеров запасных частей ТС.

Вышеуказанные виды маркирования при комплексном исследовании всех следов, обнаруживаемых на месте ДТП, позволяют получить информацию о скрывшемся ТС (установление марки, модели, конкретного экземпляра).

В практике существует потребность в систематизации, обобщении информации при исследовании отделившихся частей ТС. Имеется необходимость разработки алгоритма использования информационно-справочных систем предприятий-изготовителей ТС, компаний, практикующих маркирование частей ТС, постоянного мониторинга применяемых технологий. Диагностические исследования в транспортной трасологии на современном этапе её развития требуют совершенствования, уточнения и детализации диагностических задач и их разновидностей.

Представляется, что возрастание роли диагностических исследований в трасологии (транспортной трасологии) посредством изучения новых объектов и принципов их применения позволит на практике улучшить эффективность расследования преступлений, связанных с ТС, более полно и качественно оценить следовую информацию места происшествия.

 

Литература:

1. Трасология и трасологическая экспертиза: Учебник / А.Г. Сухарев, А.В. Колякин, А.Г. Егоров, А.И. Головченко. – Саратов: СЮИ МВД России, 2009.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

  • Новости

  • Реклама

    /
  • Архив номеров

    • № 4 (19) 2018 Сборник содержит материалы Всероссийской конференции «Судебная портретная экспертиза на совреме...
    • № 1 (16) 2018 Общие вопросы — С. А. Волостных. Актуальные вопросы совершенствования требований присвоения сп...
    • № 1 (16) 2018 Теория и практика судебной экспертизы Автотехническая экспертиза: — Д. Д. Селюков. Сущность пр...
  • /