Ю. Н. Александров, А. Д. Финогенова. Возможности альтернативных текстовых редакторов при оформлении результатов портретной экспертизы
Ю. Н. Александров,
заместитель начальника кафедры информатики и математики;
А. Д. Финогенова,
курсант 2 курса
Института судебной экспертизы
(Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя)
(г. Москва)
В статье проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая переход на использование отечественного офисного программного обеспечения, обозначены перспективы его использования в экспертной деятельности, в частности, при оформлении результатов портретной экспертизы. Также рассмотрены функции, необходимые для оформления результатов этой экспертизы, и сделаны выводы относительно возможности использования рассмотренных программных продуктов для целей портретной экспертизы.
Ключевые слова: портретная экспертиза; импортозамещение программного обеспечения; отечественное офисное программное обеспечение; текстовый редактор; МойОфис Текст; Microsoft Word.
А 46
ББК 67.53
УДК 343.983
ГРНТИ 10.85.31
Код ВАК 12.00.12
Yu. N. Aleksandrov, A. D. Finogenova. Possibilities of alternative text editors in the design of the results of portrait expertise
Yu. N. Aleksandrov,
Deputy Head of the Department of Informatics and Mathematics;
A. D. Finogenova,
2nd year cadet of the Institute of Forensic Examination
(Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
named after V. Y. Kikot’)
(city Moscow)
The article analyzes the regulatory framework governing the transition to the use of domestic office software, outlines the prospects for its use in expert activities, in particular, when drawing up the results of portrait expertise. Also considered are the functions necessary for processing the results of this examination, and conclusions are drawn regarding the possibility of using the reviewed software for portrait examination purposes.
Keywords: portrait examination; import substitution software; domestic office software; text editor; MyOffice Text; Microsoft Word.
_____________________________________
В настоящее время, в соответствии с рекомендациями ЭКЦ МВД России, при производстве портретной экспертизы судебный эксперт обрабатывает графические изображения с помощью графического редактора, а при оформлении результатов экспертизы использует текстовый процессор. Практика показывает, что для этих целей большинство экспертов предпочитают программное обеспечение фирмы Microsoft (Microsoft Word).
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация взяла курс на импортозамещение в области информационных технологий. В соответствии с этим в 2015 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Им утверждаются «Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который размещается в сети Интернет по адресу http://reestr.minsvyaz.ru. Реестр создан в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки.
Также этим Постановлением устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реализуемых, независимо от вида договора, на материальном носителе и/или в электронном виде по каналам связи), происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению[1].
Далее вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 года № 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016–2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения», в котором указаны этапы перехода на российское офисное программное обеспечение.
Для целей методического обеспечения этого перехода был принят приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 334 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». В нём офисное программное обеспечение разбито на восемь категорий и для каждой категории установлены целевые показатели использования российского программного обеспечения для разных типов структурных подразделений государственных органов.
На основе указанного приказа Минкомсвязи России от 29 июня 2017 года № 334 различные ведомства выпустили свои нормативно-правовые акты. В связи с этим вышел приказ МВД России от 10 мая 2018 года № 284 «Об утверждении плана-графика перехода Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года».
Текстовые процессоры входят в состав первой категории офисного программного обеспечения в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Минкомсвязи России от 29 июня 2017 года № 334. Данная категория в приказе описана как «Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий не менее четырёх из указанных категорий программного обеспечения» (далее – офисный пакет).
По офисному пакету план-график перехода МВД России на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года предусматривает следующие целевые показатели (рис. 1).
Рис. 1. Целевые показатели Плана-графика перехода МВД России на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года для категории «офисный пакет»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к 2020 году все экспертно-криминалистические подразделения МВД России должны практически полностью отказаться от использования текстового процессора Microsoft Word.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами в качестве альтернативы текстовому процессору Microsoft Word могли выступать, или текстовые процессоры (редакторы), зарегистрированные в Реестре, или текстовые процессоры (редакторы), являющиеся свободно-распространяемым программным обеспечением, или текстовые процессоры (редакторы), входящие в офисные пакеты, являющиеся свободно-распространяемым программным обеспечением.
Однако, приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения» уточняет формулировку требований к офисному программному обеспечению. В п. 11 Методических рекомендаций указывается, что «В случае планирования использования свободного программного обеспечения при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется использовать свободное программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего Дополнительным требованиям». А поскольку для свободно-распространяемого программного обеспечения зачастую просто некому собирать и подавать документы для регистрации программного обеспечения в Реестре, то переход на такое программное обеспечение становится практически невозможным.
Среди зарегистрированных в Реестре пакетов офисного программного обеспечения следует обратить внимание на пакет офисного программного обеспечения МойОфис, в состав которого входит текстовый редактор МойОфис Текст.
В данном текстовом редакторе отсутствует ряд возможностей, к которым мы привыкли при работе в Microsoft Word, такие как редактирование и обрезка изображений, создание колонок в документе, создание и форматирование многоуровневых списков, вставка фигур, в частности выносок, и др.
В соответствии с принятыми правилами оформления результатов портретной экспертизы вся обработка, в том числе обрезка, масштабирование и улучшение качества, графического изображения должна производиться в графическом редакторе, а в текст самого экспертного заключения должно вставляться готовое изображение. Поэтому отсутствие перечисленных инструментов в текстовом редакторе МойОфис Текст не являются помехой для оформления заключения эксперта при его использовании.
МойОфис Текст создан недавно и поэтому он обладает довольно скромными функциональными возможностями.
На рис. 2 показан фрагмент заключения портретной экспертизы – части вставки изображения.
Рис. 2. Процесс работы с изображением в Microsoft Word, в целях демонстрации его возможностей
Как мы видим, возможностей МойОфис Текст оказывается достаточно для его использования при оформлении заключения эксперта.
Заключение эксперта – это самостоятельный источник доказательств. Правовой основой производства экспертизы являются УПК России (ст.ст. 195–207, 283) и Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Заключение эксперта с точки зрения программного обеспечения включает в себя только текст. Обработка изображений с протоколированием действий эксперта-криминалиста возможна только в графических редакторах с соответствующим программным обеспечением, после чего происходит вставка готового изображения в текстовый редактор, поэтому возможностей текстового редактора «МойОфис Текст» вполне достаточно, но оформление результатов портретной экспертизы в этом приложении представляет собой более трудоёмкий процесс. Так как приходится очень большой объём информации обрабатывать в графическом редакторе, это занимает большое количество времени. Поэтому лучше использовать текстовый редактор МойОфис Текст исключительно для работы со служебной документацией.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи.