Н. Л. Рассадина, М. С. Быргазов. Производство портретных экспертиз, исследований и изготовление субъективных портретов в ДФО (на примере Камчатского края)
Н. Л. Рассадина,
заместитель начальника отдела;
М. С. Быргазов,
эксперт
(ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю)
(г. Петропавловск-Камчатский)
Авторы статьи анализируют актуальные проблемы производства портретных экспертиз и составления субъективных портретов в ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю.
Ключевые слова: портретная экспертиза; актуальные проблемы портретной экспертизы; Камчатский край.
Р 24
ББК 67.53
УДК 343.983
ГРНТИ 10.85.31
Код ВАК 12.00.12
N. L. Rassadina, M. S. Byrgazov. Production of portrait examinations, research and production of subjective portraits in the Far Eastern Federal District (on the example of the Kamchatka region)
N. L. Rassadina,
Deputy Head of Department;
M. S. Byrgazov,
expert
(Forensic Expertise Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia
in the Kamchatka region)
(city Petropavlovsk-Kamchatskij)
The authors of the article analyzes the current problems of the production of portrait examinations and the compilation of subjective portraits in the Crime Forensic Center of Department of the MIA for the Kamchatka region.
Keywords: portrait examination; actual portrait examination problems; Kamchatka region.
_____________________________________
Камчатский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В составе Камчатского края – 88 населённых пунктов: 3 города (г. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск), 29 поселков и 56 сел. Численность населения края по данным Росстата на 2018 год составляет 315 557 человек. В г. Петропавловск-Камчатский проживает 181 216 человек, г. Елизово – 39 216 человек, г. Вилючинск – 21 973 человек, пос. Мильково – 8 251 человек, пос. Ключи – 4 598 человек, пос. Усть-Камчатск – 4 352 человека, гп Палана – 2 920 человек и 19 поселков с населением от одной тысячи до двух тысяч человек и менее, например, в состав Камчатского края входит Алеутский район с населением 752 человека.
Штатная численность ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю составляет – 51 сотрудник и один вольнонаемный работник, Центр состоит из трёх отделов:
– отдел специальных экспертиз – 22 сотрудника, все дислоцируются в г. Петропавловск-Камчатский;
– отдел технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений – 12 сотрудников и 1 вольнонаёмный работник;
– межрайонный отдел – 16 сотрудников, из которых – 9 сотрудников составляют отделение № 1 и дислоцируются в г. Петропавловск-Камчатский, 7 сотрудников составляют отделение № 2: 4 сотрудника дислоцируются в г. Елизово, 2 – в ЗАТО Вилючинск, 1 – с. Мильково.
Из всего личного состава ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю право самостоятельного производства экспертиз по специальности «Портретная экспертиза» имеют три сотрудника (эксперта).
В 2017 году в ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю было произведено 19 портретных экспертиз и изготовлено 36 субъективных портретов, при помощи программы «Облик». Из 19 экспертиз: 16 – по документам – все положительные, 3 – по видеозаписям (нпв).
За 10 месяцев 2018 года в ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю было произведено 16 портретных экспертиз, 2 исследования и изготовлено 12 субъективных портретов. Из 16 экспертиз: 14 – по документам – все положительные, 2 – по видеозаписям (нпв).
Виды преступлений, по которым в ходе осмотров мест происшествий были изъяты видеозаписи для дальнейшего назначения портретных экспертиз, – это кража с проникновением в гараж, кража денежных средств с банкомата, незаконная добыча рыбы и повреждение имущества.
В г. Петропавловск-Камчатский, г. Елизово, ЗАТО Вилючинск действует аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»[1], основная часть камер расположена на центральных улицах, но данные камеры по своим техническим характеристикам предназначены лишь для обзора, что не позволяет в полной мере использовать их для идентификации по признакам внешности, что сводит к минимуму возможность использования системы для проведения портретной экспертизы.
Банки, торговые центры, морской порт, аэропорт, магазины, городские рынки, кафе, рестораны и другие организации, принадлежащие их владельцам на праве частной собственности, в большинстве своём оборудованы частными видеокамерами, качество записи которых зачастую неудовлетворительное, поскольку владельцы экономят собственные средства и устанавливают недорогие модели, которые не соответствуют нормативно-техническим требованиям[2].
Решить данную проблему возможно путём нормативного установления обязательства по соблюдению требований российского законодательства по использованию единых форматов видеозаписи, определённых аппаратных характеристик видеокамер, устанавливаемых в общественных местах, а так же правилах и сроках хранения записанной информации.
Ещё одним актуальным вопросом в данной области является проблема получения в процессуальном порядке видеозаписей с носителей информации, находящихся в частной собственности. Подобные трудности объясняются нежеланием их владельцев взаимодействовать с правоохранительными органами в ходе раскрытия преступлений, данную проблему можно было бы решить путём правильной мотивации граждан к содействию правоохранительным органам в раскрытии преступлений.
Но, в целом, проблемы, связанные с портретной идентификацией при производстве экспертиз и автоматическим распознаванием лиц при оказании финансовых услуг[3], в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных[4], обеспечения порядка обработки (включая сбор и хранение) параметров биометрических персональных данных в целях идентификации[5], состоят в том, что пока нет единой системы получения, хранения, обработки информации, которая позволяет использовать вышеперечисленные системы для решения задач, связанных с производством портретных экспертиз.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 2446р «Концепция построения и развития АПК “Безопасный город”».
[2] ГОСТ Р 51558–2014. Средства и системы охранные телевизионные.
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 № 335 «Об определении Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных».
5 Приказ Министерства цифрового развития и СМИ от 25 июня 2018 года № 321 «Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядка размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а так же требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи.