А. С. Сапсай. Использование фильтров программы Adobe Photoshop для улучшения различимости признаков внешности при производстве портретных экспертиз
А. С. Сапсай,
начальник отдела экспертно-криминалистических учётов
(ЭКЦ УМВД России по Калужской области)
Рассмотрены вопросы использования фильтров и дополнительных внешних модулей программы Adobe Photoshop в целях улучшения различимости признаков внешности при производстве портретных экспертиз.
Ключевые слова: судебная портретная экспертиза; отображения внешнего облика человека; портретная информация; признаки внешности; носители портретной информации; идентификация; плагин; Adobe Photoshop.
С19
ББК 32.972:67.53
УДК 004.4:343.983
ГРНТИ 10.85.31; 50.41.25
Код ВАК 05.13.11; 12.00.12
A. S. Sapsaj. The use of filters in Adobe Photoshop to improve visibility of physical appearance in the production of portrait of examinations
A. S. Sapsaj,
head of Department of forensic accounting
(Expert and Forensic Center Ministry of internal Affairs of Russia in the Kaluga region)
The article discusses the use of filters and additional plug-in program Adobe Photoshop to improve visibility of physical appearance in the production of portrait of examinations.
Keywords: judicial examination of the portrait; the display of human appearance; portrait info; signs of appearance; media; portrait; identification; plug-in; Adobe Photoshop.
_____________________________________
Портретные экспертизы являются одним из сложных видов криминалистических идентификационных исследований. Как и прежде, главной задачей портретной экспертизы является установление тождества конкретного лица и решение вопроса: «Одно и то же или разные лица изображены на представленных видеозаписях или портретах?».
В качестве объектов портретной криминалистической экспертизы всё чаще всего выступают цифровые изображения, полученные в результате оперативно-розыскной и следственной деятельности органов внутренних дел из разных источников с целью использования при проведении различных экспертных исследований и других действий, связанных с идентификацией или распознаванием отдельных личностных характеристик человека. Кроме того, значительную часть объектов составляют кадры цифровых видеозаписей.
В настоящее время при производстве практически всех криминалистических экспертиз, в том числе и портретных, используются современные технологии программной обработки изображений, с помощью которых можно достаточно простыми и эффективными приёмами достичь необходимого результата.
В ходе производства портретных экспертиз экспертами используются различные графические редакторы, но самым распространённым и удобным является программа Adobe Photoshop [1].
Графический редактор Adobe Photoshop оснащён набором функций для одновременного редактирования нескольких изображений, наложения одного изображения (или какого-то значимого фрагмента изображения) на другое, применяя разные настройки (прозрачность, контрастность и т. д.).
Для того чтобы начать работу с поступившими на исследование изображениями с использованием графического редактора, нужно чтобы изображения были цифровыми. Аналоговые изображения (фотоснимки, негативы) оцифровываются, интересующие следствие фрагменты видеофильмов раскадровываются, после чего выбираются стоп-кадры, в которых исследуемое лицо находится в наиболее удачном положении (поза исследуемого лица, положение камеры, наклон, поворот головы, освещение и т. д.).
Поскольку сопоставление признаков целесообразно проводить по изображениям, близким по размерам, необходимо изготовить изображения, приведённые к одинаковому размеру по двум относительно друг друга неподвижным признакам внешности (по расстоянию между зрачками глаз, между кончиком носа и козелком, внутренним или наружными углами глаз).
Далее необходимо цифровое изображение откорректировать так, чтобы идентификационные признаки внешности и их характеристики (форма, размер, выраженность) были хорошо различимы. В графическом редакторе Adobe Photoshop сделать это можно несколькими способами.
При относительно хорошем качестве изображений, представленных на исследование, бывает достаточно изменить контрастность и яркость, выбирая в меню вкладку «Изображение» > «Коррекция». А далее настроить параметры, визуально контролируя необходимое качество.
Для изображений с низким разрешением, всё гораздо сложнее. Для начала требуется увеличить разрешение изображения. Данный приём осуществляется через меню «Изображение» > «Размер изображения». В строке «Разрешение» необходимо установить более высокое значение, например 1200 dpi. При этом размер изображения увеличится, однако изображение останется нерезким. Для усиления резкости в «Adobe Photoshop» применяем соответствующие фильтры. В целях достижения необходимого результата сначала необходимо снизить пикселизацию, а потом усилить резкость. Для того чтобы снизить пикселизацию, необходимо размыть изображение. В меню выбираем «Фильтр» > «Размытие» > «Размытие по Гауссу». В открывшемся окне изменяем значение параметра «Радиус», в результате происходит размытие изображения. Значение параметра «Радиус» подбирается визуально. Выбрав актуальное значение, выбираем команду «Ок». После того как мы достигли оптимального результата, уменьшаем разрешение изображения до 300 dpi. Уже на этом этапе различимость некоторых признаков может повыситься.
Далее увеличиваем резкость изображения. В меню выбираем: «Фильтр» > «Усиление резкости» > «Контурная резкость». В открывшемся окне меняем значение параметра «Эффект» на максимум. Значение параметра «Радиус» выбираем до 3 пикселей. Значение параметра «Изогелия» подбирается визуально. Затем, уменьшая значение параметра «Эффект», выбираем актуальное значение. Выбираем команду «Ок».
При регулировке параметров фильтров необходимо визуально наблюдать за изменениями, происходящими в изображении.
Нужно помнить, что наша задача состоит не в улучшении изображения в целом, а в улучшении различимости идентификационных признаков внешности, с целью установления тождества исследуемых лиц.
Для улучшения изображений, наряду с фильтрами, изначально установленными, в Adobe Photoshop имеется возможность использования дополнительных фильтров и внешних модулей, так называемых плагинов (PlugIn).
Плагин – это программа от сторонних разработчиков, но сделанная специально для графического редактора Adobe Photoshop. Плагины расширяют функционал программы, путём добавления новых инструментов и возможностей. Среди самых именитых разработчиков – это Akvis и Topaz.
Традиционно плагины делят на две группы: художественные и технические.
Художественные добавляют в арсенал Adobe Photoshop, например, новые фильтры и настройки по обработке фотографий. Они могут содержать вспомогательные функции по выделению объектов на сложном фоне, подавление шумов на фотографии, работы с резкостью и многие другие.
Технические плагины добавляют в программу какие-либо новые функции усовершенствования или облегчения использования того, что уже есть. Например, можно добавить в меню Adobe Photoshop кнопку «команда».
На веб-сайте надстроек Adobe представлены сотни внешних модулей и расширений, выпущенных компанией Adobe и сторонними разработчиками для продуктов Adobe. На сайте-странице представлены надстройки (как бесплатные, так и платные), повышающие эффективность рабочего процесса и добавляющие множество других подручных инструментов.
Ниже перечислены несколько плагинов, позволяющих улучшить качество изображений.
Плагин для Фотошопа Topaz DeJPEG предназначен для быстрого улучшения качества изображений JPEG, а именно, для удаления артефактов изображений и увеличения их чёткости, уменьшения пикселизации. В данной программе используются расширенные алгоритмы, позволяющие легко добиваться отличных результатов. Основные функции плагина:
– значительное повышение качества JPEG фотографий;
– сохранение и улучшение отдельных деталей JPEG изображений;
– устранение артефактов и других проблем после сжатия JPEG;
– возможность восстановления информации об изображении из повреждённых JPEG файлов;
Плагин AKVIS Enhancer – программа для обработки фотографий, предназначенная для улучшения детализации снимка, коррекции затемнённых областей, повышения резкости границ и контрастности изображения. Программа работает в трёх режимах: «Улучшение деталей», «Допечатная обработка» и «Тоновая коррекция». Задача режимов одна – коррекция, но способы исправления изображения, а, соответственно, и результаты – разные. Для различных изображений и разных целей можно подобрать необходимые режимы обработки, а в отдельных случаях можно использовать поочередно все.
Каким бы лёгким ни казался путь применения плагинов, работать с ними необходимо осторожно, особенно в автоматическом режиме. Дело в том, что эти программы предназначены не для экспертов-криминалистов, а для людей творческих профессий: фотографов, художников-дизайнеров. Мелкие дефекты кожи, морщины, родимые пятна и т. п., которые служат идентификационными признаками для эксперта-криминалиста, по мнению фотохудожника являются артефактами, от которых необходимо избавляться либо маскировать их. Так как при использовании плагинов коррекция изображений происходит в автоматическом режиме по алгоритму заданному программистом, профессиональные пользователи Adobe Photoshop стараются не применять художественные плагины вообще, а пользоваться техническими плагинами. Программа Adobe Photoshop обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы справиться с задачей обработки и улучшения изображений без применения плагинов. Вопрос лишь в квалификации эксперта.
При производстве экспертиз, а также при оформлении заключения эксперта, выполняется ряд операций, изменяющих первоначальное изображение (видоизменяют объект исследования).
Поэтому в тексте обязательно отражаются все операции по вводу и обработке изображений, применявшиеся при подготовке иллюстраций, а также технические средства и программное обеспечение. В частности, должны быть отражены следующие данные:
– использованное цифровое устройство ввода, с указанием наименования модели (марки) аппарата, марки объектива, его краткие технические характеристики;
– условия и способ фиксации (освещение, светофильтры, специальные режимы);
– название и версия прикладной программы управления устройством ввода;
– исходные характеристики файлов с изображениями: размеры (в килобайтах, мегабайтах), графический формат, разрешение, цветовой режим (RGB, GreyScale и др.);
– название и версия графического редактора, использованного для подготовки иллюстраций;
– описание процедур обработки изображения с указанием параметров изменений яркости, контраста, цветового баланса;
– названия, характеристики, последовательность использования специализированных графических фильтров;
– описание процедур компьютерного сравнения фрагментов изображений;
– название и версия текстового редактора, использованного для вёрстки заключения эксперта; параметры печати, тип и марка использованного принтера.
В заключение хотелось бы отметить, что не существует жёсткого алгоритма действий эксперта по улучшению изображений, должен присутствовать творческий, разносторонний подход. Одни и те же фильтры и инструменты можно применять в разной последовательности. Программа Adobe Photoshop позволяет добиться одинакового результата, двигаясь разными путями.
Богатые возможности программы Adobe Photoshop обусловливают и повышенные требования к квалификации эксперта. Эксперт-криминалист, специализирующийся на производстве портретных экспертиз, должен не только в совершенстве владеть методами и приёмами портретной экспертизы и применять в своей работе знания из разных смежных наук, также он должен разбираться в современных программных средствах, позволяющих анализировать изображения, владеть навыками по оцифровке изображений, уметь работать с видеозаписями различных форматов, владеть методами компьютерно-технической и фото-технической экспертизы. Несомненно, что интеллектуальный и профессиональный уровень современного эксперта-криминалиста должен быть достаточно высоким.
Литература:
1. Зинин А. М., Подволоцкнй И. Н., Юхин С. Н. Использование программы Adobe Photoshop при проведении портретных экспертиз и исследований: Учебно-методическое пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2002.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи.