Энциклопедия судебной экспертизы

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включен в базу данных РИНЦ

Тел: +7 (929) 677-34-06

E-mail: test@test.ru

/

С.А. Кругляк. Роль Е. Ф. Буринского в становлении и развитии отечественного технико-криминалистического исследования документов

С.А. Кругляк

proexpertizu@mail.ru

 

Аннотация: кратко изложена биография Е. Ф. Буринского. Более подробно описан его вклад в формирование отраслей криминалистической техники – технико-криминалистического исследования документов и криминалистической фотографии. Материалы статьи доложены на юбилейной XX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, 8–12 апреля 2013 г.

Ключевые слова: Е.Ф. Буринский; биография; криминалистическое исследование документов; судебная экспертиза

 

S. Krugljak

proexpertizu@mail.ru

 

The role of E. F. Burinskij in the development of national technical and forensic examination of documents

 

Summary: summarized biography E. F. Burinskij. Described in more detail its contribution to the formation of the branches of forensic engineering — technical and forensic examination of documents and forensic photos. Article Submissions presented at the XX anniversary of the International scientific conference of students, graduate students and young scientists «Lomonosov» Moscow State University named after MV Lomonosov, 8-12 April 2013.

Keywords: E. F. Burinskij; biography; forensic investigation of documents; forensic examination

_____________________________________

 

В 2012 году исполнилось 100 лет со дня смерти отца современной судебной фотографии – великого русского учёного Евгения Фёдоровича Буринского.

Жизнь Е. Ф. Буринского не была гладкой или прямой, напротив, она была весьма тернистой и насыщенной. В ней были как положительные моменты, принёсшие учёному широкую известность и уважение, так и ситуации, которые не требуют столь пристального описания в работе, но составляющие часть деятельности исследователя, состоявшегося как опытного и заслуживающего уважения учёного-криминалиста, прогрессивные идеи которого намного опередили сферу деятельности тогдашних российских и западноевропейских криминалистов.

Прежде чем переходить к определению роли учений Е. Ф. Буринского в формировании отечественного технико-криминалистического исследования документов и к его выдающимся научным открытиям и экспериментальным работам как образцам блестящей экспертной деятельности, необходимо осветить его жизнь до того, как он встал на тернистый и сложный путь научной деятельности, тем самым вскрыть корни, обусловившие рождение великого учёного.

Большое влияние на развитие технико-криминалистической экспертизы оказало возникновение новой научной отрасли знаний, получившее название судебной фотографии.

Судебная фотография вначале применялась в правосудии лишь в целях запечатления тех или иных объектов, интересующих судебно-следственные органы.[1]

В развитие теории и практики судебной экспертизы внесли свой вклад многие русские учёные, одним из которых является Евгений Фёдорович Буринский, сыгравший особенно большую роль в становлении судебной экспертизы в России [1, с. 19].

В дореволюционной России экспертная деятельность Е. Ф. Буринского и его научные труды не получили в литературе той оценки, какой заслуживали. Характерна в этом отношении вышедшая в 1912 году книга А. А. Громова «О судебной фотографии», в которой подчёркивалось, что благодаря трудам А. Бертильона и других зарубежных криминалистов «репутация фотографической экспертизы документов установилась прочно и результаты этой экспертизы были поразительны» [2, с. 8]. Об огромном же вкладе, внесённом в фотографическую экспертизу Е. Ф. Буринским, в книге не говорилось. Он упоминался лишь как автор единственной в России монографии по судебной экспертизе документов, изданной в 1903 году [3].

Лишь в некоторых трудах советских учёных была предпринята попытка систематизировать известные материалы и данные о жизни и деятельности великого русского учёного, отца современной судебной фотографии Евгения Федоровича Буринского и частично использовать новые данные, полученные авторами из различных архивных источников. К таким работам в полном объёме можно отнести труды И. Ф. Крылова [4, 5].

Не отличается обилием и литература, посвящённая его жизни и деятельности, к тому же в основном узкоспециального характера. Исключение составляет книга одного из старейших советских криминалистов, доктора юридических наук, профессора Абрама Ильича Винберга «Роль Е. Ф. Буринского в формировании отечественной криминалистики», вышедшая в 1981 году [6] и посвящённая автором «молодым советским криминалистам и судебным экспертам», в которой мы уже видим упоминание о величайшем труде Буринского, его детище, которому он посвятил годы подробнейшего изучения, – пособии для судей, судебных следователей и др. по «Судебной экспертизе документов». Вот какие слова в книге А. И. Винберга описывают всю жизнь и экспертную деятельность учёного: «Евгений Фёдорович Буринский (1849–1912 гг.) – виднейший дореволюционный русский криминалист, создатель научно-исследовательской судебной фотографии, автор фундаментального труда “Судебная экспертиза документов” (С-Пб, 1903), выдающийся специалист в области судебной экспертизы документов, основатель научного судебного почерковедения, организатор Петербургской криминалистической лаборатории. Такова лаконичная и в то же время точная характеристика Е. Ф. Буринского как талантливого учёного и крупнейшего криминалиста-практика конца XIX– начала XXвека.

«Жизненный путь Буринского не был долгим (он умер в возрасте 64 лет), но был трудным.

Евгений Федорович Буринский родился 6 (19) февраля 1849 году в Рязани. Среднее образование он получил в Нижегородском кадетском корпусе. Отец Буринского происходил из мелкопоместных дворян Смоленской губернии. Служил в почтовом ведомстве. Детские годы Буринского прошли в Нижнем Новгороде, где отец служил губернским почтмейстером. Мечтой отца было увидеть своего сына военным, и поэтому в результате усиленных хлопот ему удалось определить его в Петербургское военно-инженерное училище» [7].

Однако занятия в этом училище не удовлетворяли Буринского. В 1867 году, вопреки запрету отца, он вышел из училища, не окончив курса. Произошёл разрыв с семьёй. Буринский перестал получать материальную поддержку из дома. Случайных заработков, которые он имел в Петербурге, нехватало на жизнь. Буринский поступил на железную дорогу на должность техника. Работая по этой специальности, он в то же время занимался науками в порядке самообразования, уделяя, в частности, большее внимание вопросам естествознания и техники. Вскоре Буринский оставил работу на железной дороге и обратился к литературному труду.

Начало занятий было связано с полученным от книготорговца Э. К. Гартье поручением собрать и изучить литературу, в которой что-либо говорилось о случаях выявления на фотографических снимках невидимых глазом изображений. Это поручение не было случайным.

В изученной Буринским литературе по фотографии, изданной на четырёх языках за предшествующие 50 лет, он не нашёл ответов, объясняющих подобные явления. Правда, в фотографических энциклопедиях о подобных случаях упоминалось, но это были именно случаи, происходившие помимо желания фотографа и не находившие себе объяснения.

Решению этой сложной задачи Е. Ф. Буринский посвятил более 15 лет своей жизни. Вспоминая впоследствии об этом, он писал: «Библиограф не может не быть графологом, а занятия графологией (не психо-, а физиографологией) неизбежно привели меня к изучению фотографии. Поэтому я фотограф, потому что графолог, а не наоборот» [8].

Перейдём же к более подробному описанию трудовой и научной деятельности великого русского учёного-криминалиста.

Фундаментальный труд Е. Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов» стал в наше время библиографической редкостью, недоступной широкому кругу исследователей (рис. 1, 2). Поэтому целесообразно обратиться к материалам этой книги, характеризующим её автора как глубокого, вдумчивого исследователя, гражданина и патриота.

Открытый Е. Ф. Буринским цветоделительный метод, состоящий в особом способе суммирования негативных и позитивных изображений, позволяющем выявлять совершенно невидимые глазу различия, разрешил тем самым проблему, которая до того казалась неразрешимой. Докладывая на IСъезде русских деятелей фотографического дела о своих открытиях, Е. Ф. Буринский с гордостью за науку заявлял, что нет уже более «средств свести с бумаги без порчи её поверхности следы письма таким образом, чтобы фотография бессильна была их обнаружить».

Превосходство фотографии перед зрением в отношении различения цветовых оттенков было известно и раньше, но никто до Буринского не задумывался над тем, возможно ли каким-либо способом усилить это превосходство? Задача оказалась нелёгкой. Только к концу 80-х годов XIXвека Буринский добился результатов, о которых доложил в январе 1892 года на собрании членов Пятого отдела Русского технического общества. Вот что писал Буринский о методах, им применённых: «Для достижения цели видеть с помощью фотографии то, что без неё видеть мы не в состоянии… стоит только изучить причины, влияющие на повышение контрастности, и соединить их в одном фотографическом процессе.

…Заинтересовавшись, по некоторым обстоятельствам, пятнадцать лет назад вопросом фотографического цветоделения, я так и поступал: я подбирал материалы для составления светочувствительного слоя, наиболее расположенные давать контрастные изображения; испытывал проявители с целью найти такой, который наиболее контрастно вызывал бы изображение, определял время экспозиции, благоприятствующее контрастности, и т. д.

Соединив в одном процессе все эти повышатели цветоделительной способности фотографии, я получаю результаты, о которых можно судить по образцам, бывшим на фотографических выставках».

В письме, адресованном известному юристу А. Ф. Кони, Е. Ф. Буринский следующим образом характеризовал её задачи: «Фотография даёт диагноз подделки, то есть имеет возможность сказать суду наверное, есть ли в данном случае какой-нибудь химически, светопечатный и другой подлог или же кроме ручного копирования ничего подозревать нельзя… Вот в чём суть фотографической экспертизы и её важное значение для правосудия. Восстановление вытравленных и выскобленных мест, определение времени написания рукописи и т. п. – это всё, так сказать, частные услуги фотографии; главная услуга – распознавание природы подделки, диагноз, сохраняющий за судом право принимать к своему рассмотрению споры о подлогах, без риска стать в смешное и опасное по своим последствиям положение, непристойное суду» [9].

Приведённое описание метода цветоделения показывает, что в принципе этот метод был достаточно простым, однако применение его на практике встретило большие трудности.

Буринский понимал слабые стороны своего детища и говорил: «Я очень хорошо осознаю, что выработанный мною процесс страдает множеством недостатков и, прежде всего, медленностью, хлопотностью, сложностью приёмов и трудностью манипуляций, требующих навыка и сноровки. Необходимо, однако, принять во внимание, что один человек, располагавший самыми ничтожными денежными средствами, не смог довести до совершенства целую отдельную отрасль светописи, не имея при том ни предшественников, ни сотрудников. Во многих случаях результаты процесса не окупят труда и издержек на его производство; это я тоже знаю, но думаю, что и в таком виде процесс мой имеет значение как зародыш новой отрасли светописи, фотографии исследующей, которая, по глубокому моему убеждению, станет такою же, какою признаётся фотография запечатлевающая.

Я сделал, что мог, другие сделают более» [10, с. 169].

Евгений Фёдорович Буринский не был профессиональным учёным, он был практическим работником, однако его вклад в науку исключителен. Труды Буринского были отмечены Академией наук, присудившей ему в 1898 году золотую медаль и премию имени М. В. Ломоносова. В постановлении Академии говорилось: «Беспрерывными трудами и настойчивостью Буринский достиг того, что наука получает новое орудие исследования, столь же могущественное, как микроскоп, и обещающее ввести естествоиспытателя в новый мир, доселе ему совершенно неизвестный и недоступный» [11, с. 205]. Заслуги Е. Ф. Буринского состояли в применении фотографии к исследованию документов, выявлении в них письмён, которые не удавалось увидеть не только простым глазом, но и с помощью микроскопа.

Буринский впервые в мире обратил внимание на возможность с помощью фотографического, процесса делать различаемыми световые оттенки (контрасты), недоступные непосредственному зрительному восприятию, разработав способ огромного повышения контраста. Метод Буринского заключался в многократной съёмке исследуемого объекта на коллодионные пластинки, контраст которых дополнительно усиливался проведением второй половины экспонирования за жёлтым или красным светофильтром и химической обработкой. Полученные таким образом одинаковые негативы особым способом снимались со стёкол и весьма точно совмещались на новой общей подложке, после чего с них получали либо окончательный позитив, либо аналогичные негативам промежуточные позитивы, вновь подвергавшиеся совмещению, и так далее до получения чёткого изображения.

Буринский предложил применять при судебной экспертизе документов два вида цветоразделения: разделение разных цветов или цветоразличение и разделение оттенков одного и того же цвета или цветоделение. Для первой цели Буринский использовал известную ещё до него в общей фотографии методику, основанную на избирательной спектральной чувствительности различных фотослоёв и применении светофильтров. Здесь заслуга Буринского состояла в приспособлении упомянутой методики к конкретным специфическим задачам судебной экспертизы документов. Для второй цели, то есть для цветоделения, он предложил новый оригинальный метод – суммирование фотографических изображений.

За этот оригинальный метод, позволявший повышать контрастность изображения, не создавая при этом его зернистости, а также конкретно за выявление текста ценных исторических документов Российская Академия наук присудила Е. Ф. Буринскому Ломоносовскую премию (1898) с официальной формулировкой «за метод исследования, равный значению микроскопа».

Суть проведённого Е. Ф. Буринским опыта состояла в комплексе исследований в связи с восстановлением им текстов XIVвека, писанных на сыромяти.

«Документы эти были найдены ещё в 1845 г., в Московском Кремле, при рытье земли для ледников Константино-Еленинской церкви. Рабочие вынули из земли медный сосуд, в котором оказались кусок железной руды, пузырёк с ртутью и около 40 кусков кожи неправильной формы, свёрнутых в трубки и опечатанных свинцовыми или восковыми печатями.

…На восстановление текста первого документа потрачено более трёх недель непрерывной работы, но из них около двух недель пошло на приведение кожаного документа в такое состояние, при котором он был бы доступен фотографированию мокрым коллоидным способом. Дело в том, что кожи в сильной степени покороблены, и лишь размачиванием в воде с глицерином возможно придать им на время вид плоской поверхности для фотографирования.

Опыт увенчался полным успехом: текст документа был восстановлен 3 декабря 1894 г. Академики Куник и Бекетов  представили при особой записке общему собранию Академии наук как оригинал, подвергшийся восстановлению, так и полученные мною после цветоделения снимки» (рис. 3).

В своём основном труде «Судебная экспертиза документов» Е. Ф. Буринский подробно рассказывает о работе по восстановлению рукописей XIVвека, излагая технологию (методы и средства) восстановления невидимого текста.

В 1900 г. в Берлине издано руководство по судебной фотографии. И в нём нет ни слова о цветоделении и о методе Е. Ф. Буринского. Ганс Гросс в своём руководстве для судебных следователей даже не упомянул о цветоделении.

Е. Ф. Буринский в 1901 и 1902 гг. ездил в Германию, Францию, Бельгию, Австрию и Италию и лично убедился, что судебная экспертиза документов находятся в этих странах на том уровне, на каком она была в России до 1889 г.

В 1889 г. Е. Ф. Буринский в качестве судебного эксперта фотографическим способом обнаружил текст, находившийся под чернильным пятном.

Этой экспертизой ознаменовано возникновение судебной исследовательской фотографии.

 

Рис. 2. Предисловие Е. Ф. Буринского к книге «Судебная экспертиза документов.

Рис. 2. Предисловие Е. Ф. Буринского к книге «Судебная экспертиза документов.

Превосходство фотографии перед зрением в отношении различения цветовых оттенков было известно и раньше, но никто до Буринского не задумывался над тем, возможно ли каким-либо способом усилить это превосходство? Задача оказалась нелёгкой. Только к концу 80-х годов XIXвека Буринский добился результатов, о которых доложил в январе 1892 года на собрании членов Пятого отдела Русского технического общества. Вот что писал Буринский о методах, им применённых: «Для достижения цели видеть с помощью фотографии то, что без неё видеть мы не в состоянии… стоит только изучить причины, влияющие на повышение контрастности, и соединить их в одном фотографическом процессе.

…Заинтересовавшись, по некоторым обстоятельствам, пятнадцать лет назад вопросом фотографического цветоделения, я так и поступал: я подбирал материалы для составления светочувствительного слоя, наиболее расположенные давать контрастные изображения; испытывал проявители с целью найти такой, который наиболее контрастно вызывал бы изображение, определял время экспозиции, благоприятствующее контрастности, и т. д.

Соединив в одном процессе все эти повышатели цветоделительной способности фотографии, я получаю результаты, о которых можно судить по образцам, бывшим на фотографических выставках».

В письме, адресованном известному юристу А. Ф. Кони, Е. Ф. Буринский следующим образом характеризовал её задачи: «Фотография даёт диагноз подделки, то есть имеет возможность сказать суду наверное, есть ли в данном случае какой-нибудь химически, светопечатный и другой подлог или же кроме ручного копирования ничего подозревать нельзя… Вот в чём суть фотографической экспертизы и её важное значение для правосудия. Восстановление вытравленных и выскобленных мест, определение времени написания рукописи и т. п. – это всё, так сказать, частные услуги фотографии; главная услуга – распознавание природы подделки, диагноз, сохраняющий за судом право принимать к своему рассмотрению споры о подлогах, без риска стать в смешное и опасное по своим последствиям положение, непристойное суду» [9].

Приведённое описание метода цветоделения показывает, что в принципе этот метод был достаточно простым, однако применение его на практике встретило большие трудности.

Буринский понимал слабые стороны своего детища и говорил: «Я очень хорошо осознаю, что выработанный мною процесс страдает множеством недостатков и, прежде всего, медленностью, хлопотностью, сложностью приёмов и трудностью манипуляций, требующих навыка и сноровки. Необходимо, однако, принять во внимание, что один человек, располагавший самыми ничтожными денежными средствами, не смог довести до совершенства целую отдельную отрасль светописи, не имея при том ни предшественников, ни сотрудников. Во многих случаях результаты процесса не окупят труда и издержек на его производство; это я тоже знаю, но думаю, что и в таком виде процесс мой имеет значение как зародыш новой отрасли светописи, фотографии исследующей, которая, по глубокому моему убеждению, станет такою же, какою признаётся фотография запечатлевающая.

Я сделал, что мог, другие сделают более» [10, с. 169].

Евгений Фёдорович Буринский не был профессиональным учёным, он был практическим работником, однако его вклад в науку исключителен. Труды Буринского были отмечены Академией наук, присудившей ему в 1898 году золотую медаль и премию имени М. В. Ломоносова. В постановлении Академии говорилось: «Беспрерывными трудами и настойчивостью Буринский достиг того, что наука получает новое орудие исследования, столь же могущественное, как микроскоп, и обещающее ввести естествоиспытателя в новый мир, доселе ему совершенно неизвестный и недоступный» [11, с. 205]. Заслуги Е. Ф. Буринского состояли в применении фотографии к исследованию документов, выявлении в них письмён, которые не удавалось увидеть не только простым глазом, но и с помощью микроскопа.

Буринский впервые в мире обратил внимание на возможность с помощью фотографического, процесса делать различаемыми световые оттенки (контрасты), недоступные непосредственному зрительному восприятию, разработав способ огромного повышения контраста. Метод Буринского заключался в многократной съёмке исследуемого объекта на коллодионные пластинки, контраст которых дополнительно усиливался проведением второй половины экспонирования за жёлтым или красным светофильтром и химической обработкой. Полученные таким образом одинаковые негативы особым способом снимались со стёкол и весьма точно совмещались на новой общей подложке, после чего с них получали либо окончательный позитив, либо аналогичные негативам промежуточные позитивы, вновь подвергавшиеся совмещению, и так далее до получения чёткого изображения.

Буринский предложил применять при судебной экспертизе документов два вида цветоразделения: разделение разных цветов или цветоразличение и разделение оттенков одного и того же цвета или цветоделение. Для первой цели Буринский использовал известную ещё до него в общей фотографии методику, основанную на избирательной спектральной чувствительности различных фотослоёв и применении светофильтров. Здесь заслуга Буринского состояла в приспособлении упомянутой методики к конкретным специфическим задачам судебной экспертизы документов. Для второй цели, то есть для цветоделения, он предложил новый оригинальный метод – суммирование фотографических изображений.

За этот оригинальный метод, позволявший повышать контрастность изображения, не создавая при этом его зернистости, а также конкретно за выявление текста ценных исторических документов Российская Академия наук присудила Е. Ф. Буринскому Ломоносовскую премию (1898) с официальной формулировкой «за метод исследования, равный значению микроскопа».

Суть проведённого Е. Ф. Буринским опыта состояла в комплексе исследований в связи с восстановлением им текстов XIVвека, писанных на сыромяти.

«Документы эти были найдены ещё в 1845 г., в Московском Кремле, при рытье земли для ледников Константино-Еленинской церкви. Рабочие вынули из земли медный сосуд, в котором оказались кусок железной руды, пузырёк с ртутью и около 40 кусков кожи неправильной формы, свёрнутых в трубки и опечатанных свинцовыми или восковыми печатями.

…На восстановление текста первого документа потрачено более трёх недель непрерывной работы, но из них около двух недель пошло на приведение кожаного документа в такое состояние, при котором он был бы доступен фотографированию мокрым коллоидным способом. Дело в том, что кожи в сильной степени покороблены, и лишь размачиванием в воде с глицерином возможно придать им на время вид плоской поверхности для фотографирования.

Опыт увенчался полным успехом: текст документа был восстановлен 3 декабря 1894 г. Академики Куник и Бекетов  представили при особой записке общему собранию Академии наук как оригинал, подвергшийся восстановлению, так и полученные мною после цветоделения снимки» (рис. 3).

В своём основном труде «Судебная экспертиза документов» Е. Ф. Буринский подробно рассказывает о работе по восстановлению рукописей XIVвека, излагая технологию (методы и средства) восстановления невидимого текста.

В 1900 г. в Берлине издано руководство по судебной фотографии. И в нём нет ни слова о цветоделении и о методе Е. Ф. Буринского. Ганс Гросс в своём руководстве для судебных следователей даже не упомянул о цветоделении.

Е. Ф. Буринский в 1901 и 1902 гг. ездил в Германию, Францию, Бельгию, Австрию и Италию и лично убедился, что судебная экспертиза документов находятся в этих странах на том уровне, на каком она была в России до 1889 г.

В 1889 г. Е. Ф. Буринский в качестве судебного эксперта фотографическим способом обнаружил текст, находившийся под чернильным пятном.

Этой экспертизой ознаменовано возникновение судебной исследовательской фотографии.

Рис. 3. Иллюстрации результатов применения метода восстановления рукописей Е. Ф. Буринским.

Рис. 3. Иллюстрации результатов применения метода восстановления рукописей Е. Ф. Буринским.

Первое дело, по которому 11 сентября 1889 года произвёл экспертизу Е. Ф. Буринский, не было громким. Оно прошумело благодаря блестящей экспертизе Буринского, которому удалось с помощью фотографии изобличить подлог.

Некие Рокоссовский и Юнггерц обвинялись в изготовлении подложного извещения о внесении в товарную кассу железной дороги в Петербурге наложенного платежа в 9 000 рублей с последующим получением этой суммы в г. Козлове.

Репортер «Журнала гражданского и уголовного права», автор юридической хроники «За месяц», писал: «В настоящее время для г. Буринского в окружном суде отведено особое помещение, так что для производства своих, чрезвычайно полезных для целей правосудия экспертиз, он будет иметь все необходимые приспособления» [12, с. 131].

На самом деле «особое помещение» представляло из себя угол, отведённый в коридоре, ведущем к комнате судебных следователей, а «необходимые приспособления» были доставлены Буринским из своей домашней лаборатории.

Так как за проведением экспертиз и исследований с самогó их становления участвуют, люди, специалисты своего дела, имеющие определённые познания в конкретных областях науки, то им свойственны ошибки и просчёты, нисколько не умаляющие их огромной научной деятельности и вклада в становление и развитие наук, в частности, относительного того неоценимого вклада, который внёс Евгений Федорович Буринский в современное технико-криминалистическое исследование документов. Поэтому представляется правильным, чтобы современные исследователи отдали дань должного уважения великим трудам, опыту и заслугам русского учёного-криминалиста Евгения Фёдоровича Буринского.

Нельзя отрицать, что технико-криминалистическое исследование документов как в настоящее время, так и ранее выступало и выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств по делу, доказательства вины и уличения преступников.

И не стоит забывать, что в начале и становлении этих исследований стояли, стоят и будут стоять люди, готовые посвятить всего себя и всю свою жизнь и силы изучению закономерностей и обстоятельств, связанных с изготовлением, использованием, хранением и уничтожением документов, являющихся определённым козырем в рукам преступников.

В заключение хотелось бы отметить, что объёма данной статьи не хватит, чтобы осветить все аспекты и стороны многогранной и  достойной жизни и деятельности великого русского учёного-криминалиста Евгения Фёдоровича Буринского. Недостаточно будет сказать и то, что его имя навсегда останется в списке виднейших учёных конца XIX– начала XXвеков как отца судебной, а в наше время криминалистической фотографии; основоположника современного технико-криминалистического исследования документов и человека, поистине достойного называться гордым именем судебного эксперта!

Литература:

1. Крылов И. Ф. Судебная экспертиза в уголовном процессе. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1963.

2. Громов А. А. О судебной фотографии. – С-Пб., 1912.

3. Буринский Е. Ф. Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею: пособие для судей, судебных следователей, лиц прокурорского надзора, поверенных, защитников, судебных врачей и графических экспертов. – С-Пб.: Труд, 1903.

4. Крылов И. Ф. В мире криминалистики. 1980

5. Крылов И. Ф. Были и легенды криминалистики. – Л., 1987.

6. Винберг А. И. Роль учения Е. Ф. Буринского в формировании отечественной криминалистики. – Волгоград, 1981.

7. Центральный государственный Военно-исторический архив СССР (ЦГВИА), ф. 330 (л), оп. 1, д. 2131, л. 78.

8. Буринский Е. Ф. Опасное недоразумение. // Юридическая газета, 1897, № 59.

9. Центральный государственный архив Октябрьской революции высших органов государственной власти и органов государственного управления (ЦГАОР) СССР. Ф. 564. Оп. 1. Д. 1309.

10. Буринский Е. Ф. Записка о восстановлении письмён при помощи фотографии // Известия Академии наук. 1895. – Т. 2.

11. Отчёт о присуждении премии имени М. В. Ломоносова, читанный на торжественном заседании Академии наук 29 декабря 1898 г.

12. Журнал гражданского и уголовного права. 1889. № 10.

 


[1]Первый случай применения фотографических снимков для розыска преступников отмечен в Бельгии в 1843 г. В России первое фотографическое бюро при Петербургской полиции было создано в 1862 г.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

  • Новости

  • Реклама

    /
  • Архив номеров

    • № 4 (19) 2018 Сборник содержит материалы Всероссийской конференции «Судебная портретная экспертиза на совреме...
    • № 1 (16) 2018 Общие вопросы — С. А. Волостных. Актуальные вопросы совершенствования требований присвоения сп...
    • № 1 (16) 2018 Теория и практика судебной экспертизы Автотехническая экспертиза: — Д. Д. Селюков. Сущность пр...
  • /